
Цель профориентационной работы в МБОУ «Ермаковская СШ №1»:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников осознанного отношения к профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора профессии и в соответствии со своими возможностями.
Профессиональная информация включает в себя:
- сведения о мире профессий;
- личностных и профессионально важных качествах человека;
- о системе учебных заведений и путях получения профессии;
- о потребностях общества в кадрах.
В рамках Национального проекта "Образование" в нашей школе реализуются следующие проекты:
- Проектория - Всероссийские открытые уроки (профориентационные онлайн-мероприятия, организованные Министерством просвещения РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ»)
Цель проекта – помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории.
- Шоу профессий – это проект, который в формате видеороликов рассказывает о самых важных и интересных профессиях.
- Билет в Будущее - Цель данного проекта — выявить школьников, которые на протяжении шестилетнего периода смогут найти себя в будущей профессии.
Организация профессиональной деятельности в рамках проекта «Б в Б» осуществляется через предметное содержание, урочную и внеурочную деятельность на уроках химии, биологии, технологии, географии и окружающий мир.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональная диагностика;
- Профпропробы
- Экскурсии на предприятия и учебные заведения
- Профессиональной просвещение
- Проектная деятельность
- Работа с родителями - проведение родительских собраний (общешкольных, классных), индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
- Работа со специалистами ЦЗН Ермаковского района
Также реализация профориентационной деятельности с обучающимися в МБОУ «ЕСШ № 1» осуществляется через следующие мероприятия:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Как педагог-навигатор, я вижу следующие перспективы в профориентационной работы: - Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Также в нашей школе профориентационная работа осуществляется через школьные мероприятия
- Школа безопасности»-первая медицинская помощь, туризм, МЧС, повар.
- «День самоуправления в школе»-профпробы в области образования.
- «Голос школы» - профпробы в области журналистики
- Пришкольный летний лагерь дневного прибывания – профпробы в области воспитателя
- Юный повар – традиционно выпекаем блины
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1 - 4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5 - 7 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы:
- уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
- обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация»;
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования,