МБОУ "Ермаковская средняя школа №1"
с. Ермаковское
  • Уровень удовлетворенности личностными результатами.

    Автор: Меркушова Татьяна Александровна
    Уровень удовлетворенности личностными результатами и достижениями учащихся устанавливается по средствам следующей диагностики.
    Уровень удовлетворенности личностными результатами..

    Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

    Личностные результаты школьников, обозначенные во ФГОС разных ступеней образования, имеют общие положения и должны отражать:

    • воспитание российской гражданской идентичности;
    • формирование ответственного отношения к учению;
    • готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
    • развитие целостного мировоззрения, осознанного, уважительного отношения к другому человеку, другой культуре, языку, гражданской позиции;
    • развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
    • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам, ценности здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни).

    Требования к достижению личностных результатов в нормативных документах не подкреплены диагностическим инструментарием – диагностику образовательных результатов предлагается разрабатывать образовательным организациям самостоятельно, что не может не вызывать у них затруднений. Обозначенная проблема может решаться созданием диагностического аппарата для оценки педагогических условий личностно ориентированного образования в конкретной образовательной организации. Проблема оценки личностных результатов должна рассматриваться с позиций системно-деятельностного подхода, что предполагает единство целей, содержания, форм, методов и результатов образовательной деятельности, для этого понятие «личностный результат» должно быть осмыслено с педагогических позиций.

    При всей многоаспектной наполненности описанного во ФГОС содержания личностного результата учащегося его смысловое содержание составляет способность личности на определенном этапе её становления к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, личностный результат – это зафиксированная с помощью объективных процедур характеристика развития личности, основным показателем которой является указание на ее способность быть субъектом деятельности, то есть саморазвивающейся личностью, что может определяться через уровневую или рейтинговую шкалу оценки.

    Результат личностного развития проявляется в деятельности школьника, внешняя экспертная оценка которой должна быть соотнесена с самооценкой личности, что в этом случае предполагает способность личности к рефлексии в процессе самоопределения. Чтобы совершенствоваться, необходимо знать свои способности и возможности, использовать их и развивать; самопознание – необходимая основа и условие саморазвития личности, ее самоактуализации. Саморазвитие и самосовершенствование возможны при условии самопознания. Становясь субъектом своей деятельности, личность способна к самосовершенствованию – сознательному управлению своим развитием (развитием своих качеств, способностей, возможностей). Данные психологии утверждают, что через самопознание обретается психическое здоровье личности, внутренняя гармония, формируется положительная «Я-концепция», определяются направления для саморазвития. Следствием самопознания является самоопределение личности – обязательный этап и результат личностного развития. Следовательно, критерии и показатели процесса самопознания могут стать показателями личностного развития и оценкой личностных результатов как новообразований в структурных компонентах личности.

    На основе анализа психолого-педагогических исследований можно выделить в структуре личности компоненты самопознания/самоопределения личности:

    • ценностно-мотивационный (оценки, суждения, потребности; формирование идеалов, ценностно-смысловых ориентиров, обретение духовно-нравственного опыта);
    • эмоционально-волевой (познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умение мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.);
    • когнитивный (осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач; анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов);
    • операциональный/компетентностный (понимание, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности);
    • социально-коммуникативный (анализ отношений с другими людьми, взаимодействие и стратегии собственного поведения, преодоление конфликтов и барьеров).

    Рассмотрим критерии и показатели личностных результатов в общем виде.

    Критерии и показатели диагностики личностных результатов школьников на основе самопознания

    Компоненты

    личностных

    результатов

    Предмет оценки

    Критерии оценки личностных результатов

    Показатели личностных результатов

    Ценностно-мотивационный

    Ценностно-смысловые ориентиры личности – базовые национальные ценности

    Сформированность системы ценностно-смысловых ориентиров деятельности; личностная позиция

    Гражданская идентификация. Выраженная и аргументированная личностная позиция. Ценностное отношение к себе и другому как личности. Способность к нравственной оценке

    Ценностно-смысловые ориентиры учебно-познавательной деятельности

    Наличие осознанных мотивов учебно-познавательной деятельности

    Ценностное отношение к учебно-познавательной деятельности. Обоснования мотивации учебно-познавательной деятельности. Расширение спектра и обогащение мотивов учебно-познавательной деятельности. Уточнение иерархии смыслов и мотивов.

    Когнитивный

    Мировоззрение. Целостная картина мира.

    Стремление построить собственную картину мира

    Умение работать с разнообразной информацией, формулировать проблему, пути её решения, делать выводы. Способность видеть противоречия. Критичность мышления.

    Система знаний о себе, своих возможностях

    Наличие знаний о личностных ресурсах

    Положительная «я-концепция» как ценностное отношение к себе. Самоисследование. Способность использовать знания о личностных ресурсах.

    Эмоционально-волевой

    Саморегуляция

    Эмоциональное отношение к достижению результатов

    Волевые усилия как выражение личностной установки

    Рефлексия

    Способность к объективной оценке собственной деятельности и деятельности других

    Способность к рефлексии как способу самосовершенствования

    Социально-коммуникативный

    Социальные чувства и отношения

    Система значимых социально-межличностных отношений

    Умение изыскивать средства для решения проблем межличностного характера

    Операциональный

    Ресурсное обеспечение преобразования ситуации

    Осознание трудностей, связанных с достижением поставленной цели

    Способность к преодолению трудностей в решении значимых познавательных и практических задач. Опора на собственный опыт. Умение находить собственные и привлекать внешние ресурсы для преобразования ситуации.

    Методами исследования личностных результатов выступают качественные методы, педагогическое наблюдение, количественные методы на основе опросов и анкетирования. Материалами исследований могут служить рефлексивные практики (сочинения разных жанров, участие в мероприятиях событийного характера и пр.). Валидность диагностики результатов может быть обеспечена посредством их критериальной конкретизации и рейтингового описания.

    Критерии ценностно-мотивационного компонента– наличие ценностно-смысловых ориентиров:

    1 уровень – наличие определенных ценностных установок, мотивов, которые определяют интересы, поступки и выбор личности;

    2 уровень – расширение сферы мотивации; способность к нравственной оценке своих и чужих поступков.

    В учебно-воспитательном процессе должны быть созданы и диагностированы педагогические условия для достижения личностных результатов, которые активизируют деятельность школьников, предоставляя возможности для самореализации, раскрытия потенциала. Оценка таких условий должна включать наличие/выделение и оценку единиц учебно-воспитательной деятельности (заданий, мероприятий, событий и пр.), в которых осуществляются востребованность субъектного опыта обучающегося, стимуляция и мотивация к самовыражению, учебные действия с функциями личностного развития, рефлексия субъектной деятельности.

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    К личностным УУД относятся:

    • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
    • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
    • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
    • освоение новых видов деятельности;
    • участие в творческом, созидательном процессе;
    • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
    • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
    • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

    Для формирования личностных универсальных учебных действий используются:

    • участие в проектах;
    • творческие задания;
    • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
    • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
    • самооценка события, происшествия;
    • дневники достижений.

    Средства диагностики личностных УУД

    Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

    Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

    Возраст: 9—10 лет.

    Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

    Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

    Критерии оценивания:

    1. Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
    2. Обобщенность — степень обобщенности суждений и характеристик «Я».
    3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

    Уровни оценивания:

    Дифференцированность

    1 уровень: 1-2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

    2 уровень: 3-5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

    3 уровень. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

    Обобщенность

    1 уровень. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

    2 уровень. Совмещение 1-й и 3-й категорий.

    3уровень. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

    Самоотношение

    1 уровень. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

    2 уровень. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

    3 уровень. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

    Методика «Ты гражданином быть обязан»

    Цель: выявить представления учащихся о качествах человека, ха рактеризующих его гражданскую сферу.

    Ход обследования.

    Учащимся предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм.

    Необходимо записать все эти слова в три колонки:

    1. самые значимые для тебя качества, характеризующие тебя как гражданина;
    2. качества, которые присущи тебе;
    3. качества, не значимые для тебя.

    Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й — в 4 балла, из 3-й — 3 балла.

    Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств.

    Рефлексивная самооценка учебной деятельности

    Цель: выявление рефлективности самооценки школьников в учебной деятельности.

    Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

    Возраст: 10,5–11 лет.

    Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

    Эссе «Умение учиться — как я это понимаю»

    Для обработки: важно выделить фразы, которые употребляют школьники каждой параллели классов, чтобы понять, с чем ассоциируется учение в определенном возрасте. Это необходимо, чтобы затем разрабатывать методики оценки, используя язык ребенка.

    Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А. Д. Андреева)

    Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

    Возраст: 9–14 лет.

    Форма проведения: фронтальный письменный опрос.

    Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

    Инструкция. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

    Почти никогда

    Иногда

    Часто

    Почти всегда

    1

    Я спокоен

    4

    3

    2

    1

    2

    Мне хочется узнать, понять, докопаться до истины

    1

    2

    3

    4

    3

    Я разъярен

    1

    2

    3

    4

    4

    Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

    4

    3

    2

    1

    5

    Я напряжен

    1

    2

    3

    4

    6

    Я испытываю любопытство

    1

    2

    3

    4

    7

    Мне хочется стукнуть кулаком по столу

    1

    2

    3

    4

    8

    Я стараюсь получить только хорошие и отличные оценки

    1

    2

    3

    4

    9

    Я раскован

    4

    3

    2

    1

    10

    Мне интересно

    1

    2

    3

    4

    11

    Я рассержен

    1

    2

    3

    4

    12

    Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе

    1

    2

    3

    4

    13

    Меня волнуют возможные неудачи

    1

    2

    3

    4

    14

    Мне кажется, что урок никогда не кончится

    4

    3

    2

    1

    15

    Мне хочется на кого-нибудь накричать

    1

    2

    3

    4

    16

    Я стараюсь все делать правильно

    1

    2

    3

    4

    17

    Я чувствую себя неудачником

    1

    2

    3

    4

    18

    Я чувствую себя исследователем

    1

    2

    3

    4

    19

    Мне хочется что-нибудь сломать

    1

    2

    3

    4

    20

    Я чувствую, что не справлюсь с заданиями

    4

    3

    2

    1

    21

    Я взвинчен

    1

    2

    3

    4

    22

    Я энергичен

    1

    2

    3

    4

    23

    Я взбешен

    1

    2

    3

    4

    24

    Я горжусь своими школьными успехами

    1

    2

    3

    4

    25

    Я чувствую себя совершенно свободно

    4

    3

    2

    1

    26

    Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

    1

    2

    3

    4

    27

    Я раздражен

    1

    2

    3

    4

    28

    Я решаю самые трудные задачи

    1

    2

    3

    4

    29

    Мне не хватает уверенности

    1

    2

    3

    4

    30

    Мне скучно

    4

    3

    2

    1

    31

    Мне хочется что-нибудь сломать

    1

    2

    3

    4

    32

    Я стараюсь не получить двойку

    4

    3

    2

    1

    33

    Я уравновешен

    4

    3

    2

    1

    34

    Мне нравится думать, решать

    1

    2

    3

    4

    35

    Я чувствую себя обманутым

    1

    2

    3

    4

    36

    Я стремлюсь показать свои способности и ум

    1

    2

    3

    4

    37

    Я боюсь

    1

    2

    3

    4

    38

    Я чувствую уныние и тоску

    4

    3

    2

    1

    39

    Меня многое приводит в ярость

    1

    2

    3

    4

    40

    Я хочу быть среди лучших

    1

    2

    3

    4


    Обработка результатов.

    Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке:

    Шкала

    Пункты, номер

    Познавательная активность

    2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

    Мотивация достижения

    4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

    Тревожность

    1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

    Гнев

    3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

    Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

    на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

    вес для подсчета: 1 2 3 4

    Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

    на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

    вес для подсчета: 4 3 2 1

    Такими «обратными пунктами являются:

    по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

    по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

    по шкале гнева подобных пунктов нет;

    по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

    Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

    Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатов целым числом.

    Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28.

    При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

    Оценка и интерпретация результатов.

    Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

    ПА+МД+(-Т) +(-Г), где

    ПА – балл по шкале познавательной активности;

    МД – балл по шкале мотивации достижения;

    Т – балл по шкале тревожности

    Г – балл по шкале гнева.

    Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

    Выделяются следующие уровни мотивации учения:

    1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

    2 уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

    3 уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

    4 уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

    5 уровень – резко отрицательное отношение к учению.

    Распределение баллов по уровням

    Уровень

    Суммарный балл

    I

    45 – 60

    II

    29 – 44

    III

    13 – 28

    IV

    (-2) – (+12)

    V

    (-3) – (-60)

    В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых – 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

    Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя:

    Шкала

    Уровень

    Половозрастные группы, интервал значений

    10 – 11 лет

    12 – 14 лет

    15 – 16 лет

    Дев.

    Мал.

    Дев.

    Мал.

    Дев.

    Мал.

    Познавательная активность

    Высокий

    Средний

    Низкий

    31-40

    21-26

    10-25

    28-40

    22-27

    10-21

    28-40

    21-27

    10-20

    27-40

    19-26

    10-18

    29-40

    18-28

    10-17

    31-40

    21-29

    10-20

    Тревожность

    Высокий

    Средний

    Низкий

    27-40

    20-26

    10-19

    24-40

    17-23

    10-16

    25-40

    19-24

    10-18

    26-40

    19-25

    10-18

    25-40

    17-24

    10-16

    23-40

    16-22

    10-15

    Гнев

    Высокий

    Средний

    Низкий

    21-40

    14-20

    10-13

    20-40

    13-19

    10-12

    19-40

    14-19

    10-13

    23-40

    15-22

    10-14

    21-40

    14-20

    10-13

    18-40

    12-18

    10-11

    Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний:

    Шкала

    интерпретация

    Познавательная активность

    Тревожность

    гнев

    Высокий

    Низкий, средний

    Низкий

    Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

    Средний

    Низкий, средний

    Низкий

    Позитивное отношение к учению

    Низкий

    Низкий, средний

    Низкий, средний

    Переживание «школьной скуки»

    Средний

    Низкий, средний

    Низкий, средний

    Диффузное эмоциональное отношение

    Средний

    Низкий, средний

    Высокий

    Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

    Низкий

    Низкий, средний

    Высокий

    Негативное эмоциональное отношение

    Низкий

    Низкий

    Высокий

    Резко отрицательное отношение к школе и учению

    Высокий

    Высокий

    Высокий

    Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

    Высокий

    Высокий

    Средний

    Повышенная эмоциональность на уроке

    Средний, низкий

    Высокий

    Средний, низкий

    Школьная тревожность

    Высокий

    Средний, низкий

    Высокий

    Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

    Высокий, средний

    Высокий

    Низкий, средний

    Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту

    Личностные результаты школьников, обозначенные во ФГОС разных ступеней образования, имеют общие положения и должны отражать:

    • воспитание российской гражданской идентичности;
    • формирование ответственного отношения к учению;
    • готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
    • развитие целостного мировоззрения, осознанного, уважительного отношения к другому человеку, другой культуре, языку, гражданской позиции;
    • развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
    • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам, ценности здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни).

    Требования к достижению личностных результатов в нормативных документах не подкреплены диагностическим инструментарием – диагностику образовательных результатов предлагается разрабатывать образовательным организациям самостоятельно, что не может не вызывать у них затруднений. Обозначенная проблема может решаться созданием диагностического аппарата для оценки педагогических условий личностно ориентированного образования в конкретной образовательной организации. Проблема оценки личностных результатов должна рассматриваться с позиций системно-деятельностного подхода, что предполагает единство целей, содержания, форм, методов и результатов образовательной деятельности, для этого понятие «личностный результат» должно быть осмыслено с педагогических позиций.

    При всей многоаспектной наполненности описанного во ФГОС содержания личностного результата учащегося его смысловое содержание составляет способность личности на определенном этапе её становления к саморазвитию, самосовершенствованию. Таким образом, личностный результат – это зафиксированная с помощью объективных процедур характеристика развития личности, основным показателем которой является указание на ее способность быть субъектом деятельности, то есть саморазвивающейся личностью, что может определяться через уровневую или рейтинговую шкалу оценки.

    Результат личностного развития проявляется в деятельности школьника, внешняя экспертная оценка которой должна быть соотнесена с самооценкой личности, что в этом случае предполагает способность личности к рефлексии в процессе самоопределения. Чтобы совершенствоваться, необходимо знать свои способности и возможности, использовать их и развивать; самопознание – необходимая основа и условие саморазвития личности, ее самоактуализации. Саморазвитие и самосовершенствование возможны при условии самопознания. Становясь субъектом своей деятельности, личность способна к самосовершенствованию – сознательному управлению своим развитием (развитием своих качеств, способностей, возможностей). Данные психологии утверждают, что через самопознание обретается психическое здоровье личности, внутренняя гармония, формируется положительная «Я-концепция», определяются направления для саморазвития. Следствием самопознания является самоопределение личности – обязательный этап и результат личностного развития. Следовательно, критерии и показатели процесса самопознания могут стать показателями личностного развития и оценкой личностных результатов как новообразований в структурных компонентах личности.

    На основе анализа психолого-педагогических исследований можно выделить в структуре личности компоненты самопознания/самоопределения личности:

    • ценностно-мотивационный (оценки, суждения, потребности; формирование идеалов, ценностно-смысловых ориентиров, обретение духовно-нравственного опыта);
    • эмоционально-волевой (познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, умение мобилизоваться, проявить упорство, настойчивость, целеустремленность и др.);
    • когнитивный (осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума, внимательности, способов решения жизненных и профессиональных задач; анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов);
    • операциональный/компетентностный (понимание, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует в жизни и деятельности);
    • социально-коммуникативный (анализ отношений с другими людьми, взаимодействие и стратегии собственного поведения, преодоление конфликтов и барьеров).

    Рассмотрим критерии и показатели личностных результатов в общем виде.

    Критерии и показатели диагностики личностных результатов школьников на основе самопознания

    Компоненты

    личностных

    результатов

    Предмет оценки

    Критерии оценки личностных результатов

    Показатели личностных результатов

    Ценностно-мотивационный

    Ценностно-смысловые ориентиры личности – базовые национальные ценности

    Сформированность системы ценностно-смысловых ориентиров деятельности; личностная позиция

    Гражданская идентификация. Выраженная и аргументированная личностная позиция. Ценностное отношение к себе и другому как личности. Способность к нравственной оценке

    Ценностно-смысловые ориентиры учебно-познавательной деятельности

    Наличие осознанных мотивов учебно-познавательной деятельности

    Ценностное отношение к учебно-познавательной деятельности. Обоснования мотивации учебно-познавательной деятельности. Расширение спектра и обогащение мотивов учебно-познавательной деятельности. Уточнение иерархии смыслов и мотивов.

    Когнитивный

    Мировоззрение. Целостная картина мира.

    Стремление построить собственную картину мира

    Умение работать с разнообразной информацией, формулировать проблему, пути её решения, делать выводы. Способность видеть противоречия. Критичность мышления.

    Система знаний о себе, своих возможностях

    Наличие знаний о личностных ресурсах

    Положительная «я-концепция» как ценностное отношение к себе. Самоисследование. Способность использовать знания о личностных ресурсах.

    Эмоционально-волевой

    Саморегуляция

    Эмоциональное отношение к достижению результатов

    Волевые усилия как выражение личностной установки

    Рефлексия

    Способность к объективной оценке собственной деятельности и деятельности других

    Способность к рефлексии как способу самосовершенствования

    Социально-коммуникативный

    Социальные чувства и отношения

    Система значимых социально-межличностных отношений

    Умение изыскивать средства для решения проблем межличностного характера

    Операциональный

    Ресурсное обеспечение преобразования ситуации

    Осознание трудностей, связанных с достижением поставленной цели

    Способность к преодолению трудностей в решении значимых познавательных и практических задач. Опора на собственный опыт. Умение находить собственные и привлекать внешние ресурсы для преобразования ситуации.

    Методами исследования личностных результатов выступают качественные методы, педагогическое наблюдение, количественные методы на основе опросов и анкетирования. Материалами исследований могут служить рефлексивные практики (сочинения разных жанров, участие в мероприятиях событийного характера и пр.). Валидность диагностики результатов может быть обеспечена посредством их критериальной конкретизации и рейтингового описания.

    Критерии ценностно-мотивационного компонента– наличие ценностно-смысловых ориентиров:

    1 уровень – наличие определенных ценностных установок, мотивов, которые определяют интересы, поступки и выбор личности;

    2 уровень – расширение сферы мотивации; способность к нравственной оценке своих и чужих поступков.

    В учебно-воспитательном процессе должны быть созданы и диагностированы педагогические условия для достижения личностных результатов, которые активизируют деятельность школьников, предоставляя возможности для самореализации, раскрытия потенциала. Оценка таких условий должна включать наличие/выделение и оценку единиц учебно-воспитательной деятельности (заданий, мероприятий, событий и пр.), в которых осуществляются востребованность субъектного опыта обучающегося, стимуляция и мотивация к самовыражению, учебные действия с функциями личностного развития, рефлексия субъектной деятельности.

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    К личностным УУД относятся:

    • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
    • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
    • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
    • освоение новых видов деятельности;
    • участие в творческом, созидательном процессе;
    • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
    • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
    • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

    Для формирования личностных универсальных учебных действий используются:

    • участие в проектах;
    • творческие задания;
    • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
    • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
    • самооценка события, происшествия;
    • дневники достижений.

    Средства диагностики личностных УУД

    Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

    Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

    Возраст: 9—10 лет.

    Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

    Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

    Критерии оценивания:

    1. Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
    2. Обобщенность — степень обобщенности суждений и характеристик «Я».
    3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

    Уровни оценивания:

    Дифференцированность

    1 уровень: 1-2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

    2 уровень: 3-5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

    3 уровень. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

    Обобщенность

    1 уровень. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

    2 уровень. Совмещение 1-й и 3-й категорий.

    3уровень. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

    Самоотношение

    1 уровень. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

    2 уровень. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

    3 уровень. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

    Методика «Ты гражданином быть обязан»

    Цель: выявить представления учащихся о качествах человека, ха рактеризующих его гражданскую сферу.

    Ход обследования.

    Учащимся предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое отношение к труду, самокритичность, идейная убежденность, принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество, интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность, энтузиазм.

    Необходимо записать все эти слова в три колонки:

    1. самые значимые для тебя качества, характеризующие тебя как гражданина;
    2. качества, которые присущи тебе;
    3. качества, не значимые для тебя.

    Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й — в 4 балла, из 3-й — 3 балла.

    Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств.

    Рефлексивная самооценка учебной деятельности

    Цель: выявление рефлективности самооценки школьников в учебной деятельности.

    Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

    Возраст: 10,5–11 лет.

    Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

    Эссе «Умение учиться — как я это понимаю»

    Для обработки: важно выделить фразы, которые употребляют школьники каждой параллели классов, чтобы понять, с чем ассоциируется учение в определенном возрасте. Это необходимо, чтобы затем разрабатывать методики оценки, используя язык ребенка.

    Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А. Д. Андреева)

    Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

    Возраст: 9–14 лет.

    Форма проведения: фронтальный письменный опрос.

    Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

    Инструкция. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

    Почти никогда

    Иногда

    Часто

    Почти всегда

    1

    Я спокоен

    4

    3

    2

    1

    2

    Мне хочется узнать, понять, докопаться до истины

    1

    2

    3

    4

    3

    Я разъярен

    1

    2

    3

    4

    4

    Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе

    4

    3

    2

    1

    5

    Я напряжен

    1

    2

    3

    4

    6

    Я испытываю любопытство

    1

    2

    3

    4

    7

    Мне хочется стукнуть кулаком по столу

    1

    2

    3

    4

    8

    Я стараюсь получить только хорошие и отличные оценки

    1

    2

    3

    4

    9

    Я раскован

    4

    3

    2

    1

    10

    Мне интересно

    1

    2

    3

    4

    11

    Я рассержен

    1

    2

    3

    4

    12

    Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе

    1

    2

    3

    4

    13

    Меня волнуют возможные неудачи

    1

    2

    3

    4

    14

    Мне кажется, что урок никогда не кончится

    4

    3

    2

    1

    15

    Мне хочется на кого-нибудь накричать

    1

    2

    3

    4

    16

    Я стараюсь все делать правильно

    1

    2

    3

    4

    17

    Я чувствую себя неудачником

    1

    2

    3

    4

    18

    Я чувствую себя исследователем

    1

    2

    3

    4

    19

    Мне хочется что-нибудь сломать

    1

    2

    3

    4

    20

    Я чувствую, что не справлюсь с заданиями

    4

    3

    2

    1

    21

    Я взвинчен

    1

    2

    3

    4

    22

    Я энергичен

    1

    2

    3

    4

    23

    Я взбешен

    1

    2

    3

    4

    24

    Я горжусь своими школьными успехами

    1

    2

    3

    4

    25

    Я чувствую себя совершенно свободно

    4

    3

    2

    1

    26

    Я чувствую, что у меня хорошо работает голова

    1

    2

    3

    4

    27

    Я раздражен

    1

    2

    3

    4

    28

    Я решаю самые трудные задачи

    1

    2

    3

    4

    29

    Мне не хватает уверенности

    1

    2

    3

    4

    30

    Мне скучно

    4

    3

    2

    1

    31

    Мне хочется что-нибудь сломать

    1

    2

    3

    4

    32

    Я стараюсь не получить двойку

    4

    3

    2

    1

    33

    Я уравновешен

    4

    3

    2

    1

    34

    Мне нравится думать, решать

    1

    2

    3

    4

    35

    Я чувствую себя обманутым

    1

    2

    3

    4

    36

    Я стремлюсь показать свои способности и ум

    1

    2

    3

    4

    37

    Я боюсь

    1

    2

    3

    4

    38

    Я чувствую уныние и тоску

    4

    3

    2

    1

    39

    Меня многое приводит в ярость

    1

    2

    3

    4

    40

    Я хочу быть среди лучших

    1

    2

    3

    4


    Обработка результатов.

    Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке:

    Шкала

    Пункты, номер

    Познавательная активность

    2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

    Мотивация достижения

    4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

    Тревожность

    1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

    Гнев

    3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

    Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

    на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

    вес для подсчета: 1 2 3 4

    Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

    на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

    вес для подсчета: 4 3 2 1

    Такими «обратными пунктами являются:

    по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

    по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

    по шкале гнева подобных пунктов нет;

    по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

    Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

    Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатов целым числом.

    Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28.

    При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

    Оценка и интерпретация результатов.

    Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

    ПА+МД+(-Т) +(-Г), где

    ПА – балл по шкале познавательной активности;

    МД – балл по шкале мотивации достижения;

    Т – балл по шкале тревожности

    Г – балл по шкале гнева.

    Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

    Выделяются следующие уровни мотивации учения:

    1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

    2 уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

    3 уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

    4 уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

    5 уровень – резко отрицательное отношение к учению.

    Распределение баллов по уровням

    Уровень

    Суммарный балл

    I

    45 – 60

    II

    29 – 44

    III

    13 – 28

    IV

    (-2) – (+12)

    V

    (-3) – (-60)

    В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых – 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

    Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя:

    Шкала

    Уровень

    Половозрастные группы, интервал значений

    10 – 11 лет

    12 – 14 лет

    15 – 16 лет

    Дев.

    Мал.

    Дев.

    Мал.

    Дев.

    Мал.

    Познавательная активность

    Высокий

    Средний

    Низкий

    31-40

    21-26

    10-25

    28-40

    22-27

    10-21

    28-40

    21-27

    10-20

    27-40

    19-26

    10-18

    29-40

    18-28

    10-17

    31-40

    21-29

    10-20

    Тревожность

    Высокий

    Средний

    Низкий

    27-40

    20-26

    10-19

    24-40

    17-23

    10-16

    25-40

    19-24

    10-18

    26-40

    19-25

    10-18

    25-40

    17-24

    10-16

    23-40

    16-22

    10-15

    Гнев

    Высокий

    Средний

    Низкий

    21-40

    14-20

    10-13

    20-40

    13-19

    10-12

    19-40

    14-19

    10-13

    23-40

    15-22

    10-14

    21-40

    14-20

    10-13

    18-40

    12-18

    10-11

    Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний:

    Шкала

    интерпретация

    Познавательная активность

    Тревожность

    гнев

    Высокий

    Низкий, средний

    Низкий

    Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

    Средний

    Низкий, средний

    Низкий

    Позитивное отношение к учению

    Низкий

    Низкий, средний

    Низкий, средний

    Переживание «школьной скуки»

    Средний

    Низкий, средний

    Низкий, средний

    Диффузное эмоциональное отношение

    Средний

    Низкий, средний

    Высокий

    Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

    Низкий

    Низкий, средний

    Высокий

    Негативное эмоциональное отношение

    Низкий

    Низкий

    Высокий

    Резко отрицательное отношение к школе и учению

    Высокий

    Высокий

    Высокий

    Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

    Высокий

    Высокий

    Средний

    Повышенная эмоциональность на уроке

    Средний, низкий

    Высокий

    Средний, низкий

    Школьная тревожность

    Высокий

    Средний, низкий

    Высокий

    Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

    Высокий, средний

    Высокий

    Низкий, средний

    Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie