![Мониторинг предметных результатов обучающихся начальной школы.](/netcat_files/generated/110/178/760x570/655/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=35832c4584ad9af3160af1512cf29b87&resize_mode=0&wm_m=0)
- входной – осуществляется с целью определения степени устойчивости знаний обучающихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения;
- промежуточный – осуществляется с целью отслеживания динамики обученности обучающихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;
- итоговый – проводится на выходе из начальной школы с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения обучающихся.
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:
1. Предметных знаний;
2. Действий с предметным содержанием.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащихся и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Возможные уровни освоения учебных действий: базовый и повышенный
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету.
Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в горизонтальных колонках внесены все учебные умения, которые ученик научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС НОО).
По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов:
0 б. – не научился (не проявил данное умение)
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)
Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль можно проводить 2-3 раза. Это даст возможность своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.
В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у ученика предметных знаний и действий с предметным содержанием.
Общие положения
1. Лист индивидуальных достижений введен для более информативной обратной связи по поводу результатов обучения ученика между родителями, учителями и учащимися.
2. Лист индивидуальных достижений — это отдельный лист, на котором изображена таблица, фиксирующая в успешность формируемых основных навыков и умений по литературному чтению, русскому языку, математике.
3. Листы индивидуальных достижений оформляются учителем после каждой четверти.
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)
Оценка |
Учебные четверти |
|||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
|
Первый класс |
||||
«5» |
больше 20 слов |
больше 30 слов |
больше 40 слов |
|
«4» |
16–20 слов |
26–30 слов |
31–40 слов |
|
«3» |
10–15 слов |
20–25 слов |
25–30 слов |
|
«2» |
меньше 10 слов |
меньше 20 слов |
меньше 25 слов |
|
Второй класс |
||||
«5» |
больше 40 слов |
больше 45 слов |
больше 50 слов |
больше 60 слов |
«4» |
35–40 слов |
40–45 слов |
45–49 слов |
55–60 слов |
«3» |
25–34 слова |
25–39 слов |
35–44 слов |
40–54 слова |
«2» |
меньше 25 слов |
меньше 25 слов |
меньше 35 слов |
меньше 40 слов |
Третий класс |
||||
«5» |
больше 65 слов |
больше 65 слов |
больше 70 слов |
больше 75 слов |
«4» |
55–65 слов |
60–65 слов |
65–70 слов |
70–74 слова |
«3» |
40–54 слова |
45–64 слова |
55–64 слов |
55–69 слов |
«2» |
меньше 40 слов |
меньше 45 слов |
меньше 55 слов |
меньше 55 слов |
Четвертый класс |
||||
«5» |
больше 80 слов |
больше 90 слов |
больше 95 слов |
больше 100 слов |
«4» |
60–80 слов |
70–90 слов |
85–95 слов |
87–100 слов |
«3» |
55–60 слов |
60–69 слов |
70–84 слова |
70–87 слов |
«2» |
меньше 55 слов |
меньше 60 слов |
меньше 70 слов |
меньше 70 слов |
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
№ |
Формируемые навыки и умения |
1кл |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
||||||
1. |
Способ чтения |
По слогам |
|||||||||||||||
Слог + слово |
|||||||||||||||||
Целыми словами |
|||||||||||||||||
2. |
Правильность чтения |
Без ошибок |
|||||||||||||||
Допущены ошибки: замена, искажение |
|||||||||||||||||
Повторы слогов, слов |
|||||||||||||||||
Ударение |
|||||||||||||||||
Окончание слов, орфографическое чтение |
|||||||||||||||||
3. |
Темп чтения |
Выше нормы |
|||||||||||||||
Норма |
|||||||||||||||||
Ниже нормы |
|||||||||||||||||
4. |
Выразительность |
Выразительное |
|||||||||||||||
Допущены ошибки: способ постановки логического ударения |
|||||||||||||||||
Несоблюдение необходимых пауз при чтении |
|||||||||||||||||
Неправильная интонация |
|||||||||||||||||
5. |
Понимание |
Осмысленное чтение |
|||||||||||||||
Механическое чтение |
|||||||||||||||||
6. |
Умение работать с книгой |
объяснять смысл названия произведения |
|||||||||||||||
составлять план произведения |
|||||||||||||||||
находить значения непонятных слов в словаре |
|||||||||||||||||
отвечать на вопросы по содержанию |
|||||||||||||||||
пересказывать фрагменты текста |
|||||||||||||||||
Давать характеристику героям произведения |
|||||||||||||||||
высказывать своё отношение к героям произведения |
|||||||||||||||||
7. |
Творческая деятельность |
сочинять рассказ по рисунку, репродукции картины художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта |
|||||||||||||||
сочинять истории на заданную тему |
|||||||||||||||||
выразительно читать и учить наизусть стихотворения |
|||||||||||||||||
Читать по ролям литературное произведение |
|||||||||||||||||
Творчески пересказывает текст (от лица героя, от автора), дополняет текст |
|||||||||||||||||
Творчески пересказывает текст от лица героя |
|||||||||||||||||
Создает иллюстрации, диафильмы по содержанию произведения |
|||||||||||||||||
Работает в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты |
|||||||||||||||||
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
№ |
Формируемые навыки и умения |
1кл |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
||||
1. |
Развитие речи |
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); |
|||||||||||||
различать устную и письменную речь |
|||||||||||||||
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи |
|||||||||||||||
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений |
|||||||||||||||
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в текст |
|||||||||||||||
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать |
|||||||||||||||
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным слова |
|||||||||||||||
составлять текст по его началу и по его концу |
|||||||||||||||
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи; |
|||||||||||||||
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста |
|||||||||||||||
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; |
|||||||||||||||
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста образца; грамотно записывать текст |
|||||||||||||||
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения |
|||||||||||||||
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по ре-продукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.); |
|||||||||||||||
2. |
Фонетика, орфоэпия, графика |
различать звуки речи |
|||||||||||||
понимать различие между звуками и буквами |
|||||||||||||||
характеризует звуки: - гласные/согласные |
|||||||||||||||
- гласные ударные/безударные |
|||||||||||||||
- согласные твердые/мягкие |
|||||||||||||||
- согласные звонкие/глухие |
|||||||||||||||
- парные/непарные звонкие и глухие |
|||||||||||||||
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить |
|||||||||||||||
определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’] |
|||||||||||||||
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, мая |
|||||||||||||||
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; |
|||||||||||||||
определять ударный и безударные слоги в слове |
|||||||||||||||
правильно называть буквы в алфавитном порядке |
|||||||||||||||
использовать знание алфавита при работе со словарям |
|||||||||||||||
определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного |
|||||||||||||||
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; |
|||||||||||||||
подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение; |
|||||||||||||||
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов |
|||||||||||||||
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); |
|||||||||||||||
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. |
|||||||||||||||
делить слова для переноса. |
|||||||||||||||
3. |
Лексика |
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник); |
|||||||||||||
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет; |
|||||||||||||||
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; |
|||||||||||||||
иметь представление о синонимах и антонимах |
|||||||||||||||
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы |
|||||||||||||||
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» (учебник) |
|||||||||||||||
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи; |
|||||||||||||||
4. |
Состав слова (морфемика) |
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; |
|||||||||||||
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова). |
|||||||||||||||
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; |
|||||||||||||||
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов. |
|||||||||||||||
находить в словах, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах |
|||||||||||||||
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; |
|||||||||||||||
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.),выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах |
|||||||||||||||
сравнивать, классифицировать слова по их составу; |
|||||||||||||||
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова |
|||||||||||||||
самостоятельно подбирать слова к заданной модели; |
|||||||||||||||
5. |
Морфология |
распознавать имена существительные |
|||||||||||||
определять грамматические признаки (род, число, падеж) |
|||||||||||||||
изменять имена существительные по числам и падежам |
|||||||||||||||
распознавать имена прилагательные |
|||||||||||||||
находить начальную форму имени прилагательного |
|||||||||||||||
определять грамматические признаки (род, число, падеж) |
|||||||||||||||
изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление) |
|||||||||||||||
распознавать глаголы |
|||||||||||||||
определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление) |
|||||||||||||||
различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать |
|||||||||||||||
определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени) |
|||||||||||||||
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать) |
|||||||||||||||
изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах; |
|||||||||||||||
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица) |
|||||||||||||||
иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов |
|||||||||||||||
узнавать имена числительные (общее представление) |
|||||||||||||||
распознавать количественные и порядковые имена числительные |
|||||||||||||||
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не |
|||||||||||||||
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении |
|||||||||||||||
6. |
Синтаксис |
различать предложение, словосочетание и слово; |
|||||||||||||
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; |
|||||||||||||||
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме) |
|||||||||||||||
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения; |
|||||||||||||||
различать понятия «члены предложения» и «части речи» |
|||||||||||||||
находить главные (подлежащее и сказуемое) члены предложения |
|||||||||||||||
находить второстепенные члены предложения |
|||||||||||||||
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме |
|||||||||||||||
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания; |
|||||||||||||||
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания |
|||||||||||||||
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов |
|||||||||||||||
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения |
|||||||||||||||
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но |
|||||||||||||||
7. |
Орфография и пунктуация |
раздельное написание слов в предложении |
|||||||||||||
Находить орфограммы в словах |
|||||||||||||||
Использовать орфографический словарь (в учебнике) как средство самоконтроля |
|||||||||||||||
Применяет правила правописания: - проверяемые безударные гласные в корне |
|||||||||||||||
- парные по глухости-звонкости согласные |
|||||||||||||||
- перенос слов |
|||||||||||||||
- написание гласных и,а,у после шипящих согласных ж.ш,ч,щ |
|||||||||||||||
- написание предлогов и приставок |
|||||||||||||||
-написание сочетаний чк,чн |
|||||||||||||||
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова |
|||||||||||||||
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных |
|||||||||||||||
- непроизносимые согласные |
|||||||||||||||
- разделительные мягкий (ь) |
|||||||||||||||
- разделительный твёрдый знак (ъ) |
|||||||||||||||
- удвоенные согласные |
|||||||||||||||
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; |
|||||||||||||||
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных 3 склонения (речь, брошь, мышь); |
|||||||||||||||
- безударные родовые окончания имён прилагательных; |
|||||||||||||||
- раздельное написание частицы не с глаголами |
|||||||||||||||
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); |
|||||||||||||||
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); |
|||||||||||||||
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); |
|||||||||||||||
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ье, -ия, -ов, -ин); |
|||||||||||||||
- мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь); |
|||||||||||||||
- мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании ться; |
|||||||||||||||
- безударные личные окончания глаголов; |
|||||||||||||||
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; |
|||||||||||||||
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; |
|||||||||||||||
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; |
|||||||||||||||
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря |
|||||||||||||||
писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; |
|||||||||||||||
уметь безошибочно списывать текст |
|||||||||||||||
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
№ |
Формируемые навыки и умения |
1кл |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
||||
1. |
Числа и величины |
читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа в пределах 20 |
|||||||||||||
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи; |
|||||||||||||||
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4; |
|||||||||||||||
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее; |
|||||||||||||||
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку; |
|||||||||||||||
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1дм = 10 см |
|||||||||||||||
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100; |
|||||||||||||||
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000; |
|||||||||||||||
сравнивать однозначные, двузначные числа и записывать результат сравнения; |
|||||||||||||||
заменять двузначное суммой разрядных слагаемых |
|||||||||||||||
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз) ; продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа |
|||||||||||||||
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; |
|||||||||||||||
читать, записывать и сравнивать значения величин, используя изученные единицы измерения этой величины и соотношения между ними |
|||||||||||||||
переводить одни единицы в другие |
|||||||||||||||
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг =1 000 г |
|||||||||||||||
переводить мелкие единицы массы в более крупные |
|||||||||||||||
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100; |
|||||||||||||||
сравнивать числа до 100 и записывать результат сравнения; |
|||||||||||||||
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30; |
|||||||||||||||
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; |
|||||||||||||||
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты; |
|||||||||||||||
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к |
|||||||||||||||
образовывать, называть, читать, записывать числа от100 до 1000; |
|||||||||||||||
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения; |
|||||||||||||||
заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых |
|||||||||||||||
заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот |
|||||||||||||||
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2 |
|||||||||||||||
переводить одни единицы площади в другие |
|||||||||||||||
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг =1 000 г |
|||||||||||||||
переводить мелкие единицы массы в более крупные |
|||||||||||||||
Считать предметы десятками, сотнями, тысячами |
|||||||||||||||
Читают и записывают любые числа в пределах миллиона. |
|||||||||||||||
Заменяют многозначное число суммой разрядных слагаемых |
|||||||||||||||
Выделяют в числе единицы каждого разряда. Определяют и называют общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. |
|||||||||||||||
Сравнивают числа по классам и разрядам |
|||||||||||||||
Увеличивают (уменьшают) числа в 10, 100, 1000 раз |
|||||||||||||||
Сравнивают значения площадей разных фигур. |
|||||||||||||||
Переводят одни единицы площади в другие,используя соотношение между ними |
|||||||||||||||
Определяют площади фигур произвольной формы, используя палетку. |
|||||||||||||||
Переводят одни единицы массы в другие,используя соотношения между ними |
|||||||||||||||
Переводят одни единицы времени в другие. |
|||||||||||||||
читать, записывать и сравнивать единицы скорости |
|||||||||||||||
Моделируют взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние |
|||||||||||||||
2. |
Арифметические действия |
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; |
|||||||||||||
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; |
|||||||||||||||
выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения |
|||||||||||||||
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10 |
|||||||||||||||
объяснять прием сложения с переходом через разряд в пределах 20 |
|||||||||||||||
объяснять прием вычитания с переходом через разряд в пределах 20 |
|||||||||||||||
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания; |
|||||||||||||||
выполнять сложение и вычитание в пределах 100 (устно) |
|||||||||||||||
Выполнять письменное сложение с переходом через десяток |
|||||||||||||||
Выполнять письменное вычитание с переходом через десяток |
|||||||||||||||
называть и обозначать действия умножения и деления; |
|||||||||||||||
использовать термины: уравнение, буквенное выражение; |
|||||||||||||||
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых; |
|||||||||||||||
умножать 1 и 0 на число |
|||||||||||||||
умножать и делить на 10 |
|||||||||||||||
читать и записывать числовые выражения в 2 действия |
|||||||||||||||
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (без скобок) |
|||||||||||||||
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками) |
|||||||||||||||
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях |
|||||||||||||||
выполнять табличное умножение и деление чисел |
|||||||||||||||
выполнять деление вида: а : а, 0 : а |
|||||||||||||||
выполнять внетабличное умножение и деление |
|||||||||||||||
выполнять деление с остатком |
|||||||||||||||
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление |
|||||||||||||||
выполнять письменно действия сложение в пределах 1 000; |
|||||||||||||||
выполнять письменно действия умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000; |
|||||||||||||||
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками). |
|||||||||||||||
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (без скобок) |
|||||||||||||||
Выполняют письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. |
|||||||||||||||
выполнять устно сложение, вычитание, однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1) |
|||||||||||||||
Выполняют письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. |
|||||||||||||||
Выполняют устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объясняют используемые приёмы. |
|||||||||||||||
Выполняют устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объясняют используемые приёмы. |
|||||||||||||||
Выполняют деление с остатком на числа 10, 100, 1000. |
|||||||||||||||
Применяют в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых |
|||||||||||||||
Выполняют письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.). |
|||||||||||||||
Выполняют письменно деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия деление. |
|||||||||||||||
Находить и сравнивать доли величины |
|||||||||||||||
Находить числа по его доле |
|||||||||||||||
Решать уравнения |
|||||||||||||||
Находить числовые значения буквенных выражений |
|||||||||||||||
3. |
Работа с текстовыми задачами |
Решение задач на нахождение суммы |
|||||||||||||
Решение задач на нахождение остатка |
|||||||||||||||
решать задачи на увеличение числа на несколько единиц |
|||||||||||||||
решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц |
|||||||||||||||
решать задачи на разностное сравнение |
|||||||||||||||
решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого |
|||||||||||||||
решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого |
|||||||||||||||
решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого |
|||||||||||||||
решение задач в два действия на нахождение суммы |
|||||||||||||||
решение задач в два действия на нахождение остатка |
|||||||||||||||
решать в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действия умножения |
|||||||||||||||
решение задач на деление по содержанию |
|||||||||||||||
решение задач на деление на равные части |
|||||||||||||||
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость |
|||||||||||||||
решать задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз |
|||||||||||||||
Решать задачи на кратное сравнение |
|||||||||||||||
Решают задачи на нахождение неизвестного по двум разностям |
|||||||||||||||
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) |
|||||||||||||||
Решают задачи с величинами: скорость, время, расстояние |
|||||||||||||||
Выполняют сложение и вычитание значений величин |
|||||||||||||||
Решают задачи на определение начала, продолжительности и конца события |
|||||||||||||||
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок |
|||||||||||||||
Выполняют схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решают такие задачи. |
|||||||||||||||
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задач |
|||||||||||||||
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; |
|||||||||||||||
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению |
|||||||||||||||
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи |
|||||||||||||||
4. |
Пространственные отношения. Геометричес кие фигуры |
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости; |
|||||||||||||
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др |
|||||||||||||||
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг) |
|||||||||||||||
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой; |
|||||||||||||||
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат); |
|||||||||||||||
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки; |
|||||||||||||||
обозначать геометрические фигуры буквами; |
|||||||||||||||
различать круг и окружность |
|||||||||||||||
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля; |
|||||||||||||||
Распознают и называют геометрические тела: куб, шар |
|||||||||||||||
5. |
Геометричес кие величины |
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними; |
|||||||||||||
чертить отрезки заданной длины с помощью линейки |
|||||||||||||||
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) |
|||||||||||||||
вычислять длину ломаной, состоящей из 3– 4 звеньев |
|||||||||||||||
вычислять периметр многоугольника (треугольника, пятиугольника) |
|||||||||||||||
вычислять периметр прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон |
|||||||||||||||
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон; |
|||||||||||||||
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон |
|||||||||||||||
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ним |