Цель урока: актуализировать и закрепить знания об имени прилагательном, показать роль прилагательных в речи, воспитывать интерес к изучению русского языка через раскрытие его изобразительно-выразительных средств.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать знания обучающихся о раннее изученном материале, формировать умения распознавать имя прилагательное среди других частей речи, устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится.
- Развивающие: развивать устную и письменную речь обучающихся, умение делать выводы, обобщать, умение сотрудничать.
- Воспитывающие: воспитывать исполнительность, внимательность, добросовестность, уверенность в себе; воспитывать чувства, обеспечивающие успешность творческой деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Закрепить навыки распознавания имен прилагательных; определения зависимости имени прилагательного от имени существительного; определения грамматических признаков (род, число, падеж); навыки изменения имен прилагательных по числам, родам (в единственном числе), падежам; различение орфограмм, их места в слове, применение правил проверки орфограмм. |
-Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи. - Высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. - Планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. |
- Ориентироваться в своей системе знаний. -Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке -Умение наблюдать, сравнивать, анализировать и структурировать знания - Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями -Классификация по заданным критериям - Построение рассуждения, обобщения. |
-Умение точно выражать свои мысли, слушать и понимать речь других. -Уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем. -Умение анализировать, слушать, высказывать свою точку зрения, принимать чужую позицию |
-Осознание себя как ученика; -Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения - Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению - Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Оборудование:
Карточки с текстами; карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8, карточки со стихами о весне; с вопросами; рисунок девушки – Весны; репродукции картин весны; рисунок «корзина»; пейзажи весны; музыка Вивальди «Времена года. Весна», Чайковского «Времена года. Март», презентация, компьютер, проектор.
Учебные пособия:
Русский язык, учебник для 3 класса начальной школы 2 часть) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Просвещение, Москва, 2015.
Структура урока:
Мотивационный этап.
Актуализация знаний.
Определение цели урока.
Физминутка.
Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме.
Итог урока. Рефлексия
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Задача, которая должна быть решена |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. |
Эмоционально подготовить детей к уроку. Проверить готовность обучающихся. |
Фронтальная |
(На доске изображение девушки- Весны, звучит музыка Вивальди «Весна») -Уж верба вся пушистая…. На улице весна. Природа пробуждается. Солнце ярко светит. У всех весеннее настроение. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей добрым настроением и улыбками. |
Обучающиеся слушают. Приветствуют учителя и гостей. Настрой на работу. |
Эмоциональное участие и доброжелательность. |
Коммуникативные: -Уметь сотрудничать с классом и учителем. Регулятивные: -контролировать свою готовность к уроку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний. |
Определить уровень знаний. Организовать формулирование темы урока. |
Индивидуальная, коллективная и фронтальная |
-Запишите в тетрадь дату и классная работа -Прочитайте стихотворение. (Слайд) - Какая часть речи нам помогла ярко и образно представить весну – красавицу? -Найдите в стихотворении имена прилагательные и назовите их. Ученики находят прилагательные и определяют тему. (Слайд) -Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Слайд) - Я буду рада вашей активной работе и вашим правильным ответам. - Повторим то, что мы знаем об имени прилагательном. В центре доски учитель записывает «Имя прилагательное» Разминка. (Слайд) –Что необходимо для успешной работы? Разминка нам об этом расскажет. 1.Что такое имя прилагательное: а) часть слова – Е б) часть речи – У в) часть растения – С 2. Имя прилагательное обозначает: а) признак предмета – Д б) предмет – А в) указывают на предмет – О 3. Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) кто? что? – К б) какая? какой? какое? какие? – А в) что делает? – В 4. С какой частью речи связано имя прилагательное: а) существительное – Ч б) местоимение – Я в) не связано ни с какой 5. Как изменяется имя прилагательное: а) не изменяется – П б) по лицам – Ж в) по родам и числам – А - Получилось слово УДАЧА. Вы молодцы, справились с разминкой. Я желаю вам удачи в сегодняшней работе. |
Делают запись в тетради. Ответы детей: - Имя прилагательное Называют имена прилагательные, сравнивают ответы с эталоном. (слайд) Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют проблему. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Записывают соединения букв Окончания имен прилагательных Ответы детей. Дети отвечают на вопросы теста и, выбирая нужную букву, составляют на доске слово УДАЧА |
Воспринимают на слух речь педагога. Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников, отвечают на вопросы. Оценивают работу. Снятие усталости. |
Коммуникативные: - Навыки сотрудничества Познавательные: - Умение наблюдать, сравнивать, анализировать и структурировать знания Регулятивные: -умение соотносить свои действия с действиями учителя; -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Этап определения цели урока. |
Определить границы знания и незнания в созданной ситуации. Организовать формулирование проблемы, постановку цели и плана урока учащимися. |
Работа в группах Фронтальная |
Работа в группах. Приём «Кластер» -Что вы уже знаете об имени прилагательном? Объединившись, составьте кластер «Имя прилагательное» - Если нам всё известно об имени прилагательном, что же нам нового ждать от сегодняшнего урока? |
В группах составляют кластер, содержащий сведения об имени прилагательном, представляют свою работу у доски. Отвечают, что будут выполнять новые задания с именами прилагательными. Могут выйти на то, что ещё испытывают трудности при определении признаков имен прилагательных, при написании окончаний прилагательного |
Проявляют внимание, желание больше узнать. Строят речевые высказывания в устной форме. Оценивают работу. С помощью учителя формулирует цель урока. |
Личностные: -Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения Познавательные: Умение слушать, Умение применить знания Регулятивные: - Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Регулятивные: Умение ставить цель деятельности, формировать учебную задачу. Познавательные: Построение, рассуждения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Снятие напряжения. Осуществл-ение здоровьесбе-режения. |
Спортивные упражнения |
-У нас физминутка «Какие мы?» Мы смелые? Веселые? Умелые? Милые? Ленивые? Послушные? Красивые? Драчливые? Крикливые? Дружные? и т.д. |
Услышав положительную характеристику, дети хлопают над головой, отрицательную -приседают. |
Снятие усталости. |
Регулятивные: -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 Этап систематиза-ция знаний и умений по изученной теме. |
Проверить уровень усвоения материала на уроке. |
Фронтальная Коллективная. Работа в паре. Работа в группах. |
- Как определить род имен прилагательных? (на слайде схема) Работа с учебником. - У этого вида работы несколько целей: развивать речь, повторять словарные слова и определять род имени прилагательного. Упражнение 152 с. 86 (коллективное выполнение). Работа в парах - На улице весна, все мысли о ней. И ученик 3 класса, глядя за окно на тёплый весенний день, отвлекаясь, написал предложение. Солнечьные зайчики бигут по трове, по лисной трапе, по высокай гаре. (у каждой группы листочек с предложением) - Его друзья нашли четыре ошибки, сколько найдёте вы? - Отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик. - Докажите, где и почему были допущены ошибки. Работа у доски: Морфологический разбор слова «лесной». С какой частью речи согласуется имя прилагательное? Грамматическая сказка. (Слайд) Работа по карточкам в группах Группы получают карточки с отрывками из стихотворений русских поэтов о весне. -Определите падеж имен прилагательных в этих отрывках. По окончании работы обменяйтесь карточками и проверьте друг друга. |
Дети составляют словосочетания, объясняют орфограммы по цепочке, записывают в тетрадь, называют окончание имени прилагательного и определяют род имени прилагательного. Находят ошибки в предложении, обсуждают и поднимают карточку с цифрой, обозначающей количество ошибок (Цифры «1» «2» «3» «4» «5» «6» «7» «8») Отмечают орфограммы, объясняют их. По цепочке проводят морфологический разбор слова «лесной» у доски. Имя прилагательное согласуется с именем существительным. Работают с интерактивной доской, читают сказку. Объединяются в группы. Определяют падеж прилагательных в карточках. Группы обмениваются карточками и проверяют работу друг друга |
Принимают и сохраняют учебную задачу деятельности. Высказывают свои предположения оценивают работу. Применяют правила работы в паре. Пара представляет отчет о проделанной работе. Остальные проверяют Оценивают работу. |
Регулятивные: - Умение структурировать свои знания. Познавательные: - Построение рассуждения, обобщения. Личностные: - Умение доказывать своё мнение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Фронтальная Индивиду-альная. |
Организация обсуждения обобщающего вывода. – О какой части речи мы сегодня говорили? - С какой частью речи связано имя прилагательное? - Какую роль играют прилагательные в речи? - Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них она бедна и невыразительная. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым. Домашнее задание. Дома вам нужно будет подобрать 3-5 загадок, в которых используются имена прилагательные. Записать загадки в тетрадь, подчеркнуть имена прилагательные. В заключение нашего урока давайте вставим недостающие слова в следующие предложения. (текст на карточках) - Достигли ли мы поставленных целей? - Что было для вас сегодня легко? - Какие были затруднения? Предлагаю вам собрать весенний букет: Оцените свою работу на уроке. -Что было трудным? Над чем задуматься? Если было интересно на уроке, во всем разобрались – синий цветок Если иногда были сомнения – желтый. Если иногда были трудности красный цветочек. Я благодарю вас за урок. |
Отвечают на вопросы, аргументируют высказывания. Записывают домашнее задание в дневник. Дополняют текст на карточках подходящими по смыслу прилагательными. Зачитывают что получилось. Отвечают на вопросы. С помощью магнитов прикрепляют на доску выбранный цветок. |
Делают выводы о результатах работы |
Регулятивные: -Осуществлять контроль по результату; Личностные: - Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Цель урока: актуализировать и закрепить знания об имени прилагательном, показать роль прилагательных в речи, воспитывать интерес к изучению русского языка через раскрытие его изобразительно-выразительных средств. Задачи:
Оборудование: Карточки с текстами; карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8, карточки со стихами о весне; с вопросами; рисунок девушки – Весны; репродукции картин весны; рисунок «корзина»; пейзажи весны; музыка Вивальди «Времена года. Весна», Чайковского «Времена года. Март», презентация, компьютер, проектор. Учебные пособия: Русский язык, учебник для 3 класса начальной школы 2 часть) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Просвещение, Москва, 2015. Структура урока: Мотивационный этап. Актуализация знаний. Определение цели урока. Физминутка. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме. Итог урока. Рефлексия
|