Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, с другой стороны. Помимо этого, у детей с ОВЗ встречается недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья, а метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории.
Проводя коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартных ощущений. Именно поэтому каждый сеанс песочной терапии имеет определенную структуру:
1. Вводная часть (3-5 минут)
Цель данного этапа – познакомить ребенка с песком и определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Задача состоит в том, чтобы ненавязчиво, в игровой форме обговорить с ребенком то, чего делать нельзя. Например, не рассыпать песок, не бросаться песком, не брать песок и пальцы рук в рот во время игры, не уносить игрушки и т.д.
Упражнения для знакомства ребенка с песком:
Упражнение 1
Скользить ладонями по песку линейно, зигзагообразно, круговыми движениями, ладонью, ребром ладони и тыльной стороной руки.
Упражнение 2
Набрать песок в ладони и высыпать его тонкой струйкой. Сделать это сначала правой, затем левой рукой, затем обеими руками одновременно.
2. Основная часть (10-15 минут)
Данная часть включает в себя набор упражнений, с помощью которых будет решаться та или иная поставленная задача или проблема.
Начнем с упражнений на развитие мелкой моторики:
Рисование на песке.
Дорожки. Начинаем с простых коротких прямых линий, затем переходим к ломаным, прерывистым, волнообразным, удлиненным линиям.
Заборчики, которыми можно огородить все, что лежит в песочнице.
Лесенки. Помогут научиться совмещать горизонтальные и вертикальные линии.
Следы. Можно предложить оставить на песке следы своих рук, либо различных животных, например, следы слона и паука. Затем, развивая еще и воображение детей, можно предложить оставить следы несуществующих животных.
Далее переходим к упражнениям на развитие пространственных представлений «Животные».
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».
Материалы: стол с песком, фигурки животных и героев.
Ход игры: психолог в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, идя в гости к животным. Инструкция: «Мы идем в гости к барашку. Где живет барашек? В каком углу песочницы? Кто живет рядом с барашком? (Ребенок перемещается к животному, расположенному по соседству с барашком) Кто живет радом с киской? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? Аналогичным образом выполняются игры-задания: «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье). В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных или растений (за неимением игрушечных фигурок можно использовать картинки).
Упражнение на развитие коммуникативных навыков «Нас двое».
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.
Ход игры: Паре детей предлагается изобразить с помощью песка определенное время года (либо по одной, знакомой им, эмоции). Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно будет рисовать каждый из них. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка. Так же можно предложить детям отгадать две загадки. Рассуждать они могут вместе, но окончательный ответ каждый из них должен нарисовать самостоятельно, предварительно договорившись, что именно будет рисовать каждый.
Последними будут упражнения на развитие различных видов памяти:
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.
Ход игры: 1. Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого педагог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
2. В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, педагог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
3. Ребенку зачитываются 7 слов в определенной последовательности. Он их запоминает и затем выбирает из набора различных игрушек только те, которые были озвучены. Затем выкладывает их на песке в той же последовательности.
3. Заключительная часть (3-5 минут)
Обозначить, что занятие подходит к концу. Ребенка следует похвалить, спросить, какие из сегодняшних упражнений ему понравилось больше всего. При необходимости объяснить, что сегодня он узнал много нового и теперь ему следует передохнуть. Так же можно привлекать детей к процессу сбора игрушек и уборке рабочей зоны. После работы с песком следует тщательно вымыть руки.
Рефлексия проведенного занятия. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являясь эффективным способом подачи материала. Во время игры с песком закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ.
По моему мнению, игры с песком являются очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Они вызывают положительные эмоции у детей и помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. К концу занятия у ребенка наблюдается стабилизация эмоционального состояния, прослеживается развитие и укрепление мелкой моторики рук, развитие навыков позитивной коммуникации.